Смотрю я на ситуацию с Шевчуком и Гребенщиковым — и испытываю... весьма двойственные ощущения. С одной стороны — происходящее поражает меня в самом мрачном смысле. С другой — оно же, на первый взгляд парадоксальным образом, вселяет определённый оптимизм. Ну вот смотрите. С одной стороны — сначала все ругали западную "культуру отмены", причём по делу, потому что современная её форма действительно вызывает лишь страх и отвращение. Потом негодовали по поводу "отмены русской культуры на Западе" — и если таки убрать за скобки бредовые заявления про якобы отмену Пушкина и Чехова, то та же ситуация с Гергиевым (при том, как активно теперь выступают артисты с другой позицией) не видится мне здоровой. Однако теперь мы наблюдаем точно такую же "отмену" Шевчука и Гребенщикова в РФ — что касается концертов первого и радиоперадачи второго. А если Шевчук и БГ — не одни из важнейших деятелей русской культуры, не её живые классики, то утверждающему такое остаётся ответить лишь одно: сам ты, пёс, не русский. Я лично с удовольствием это скажу, пусть даже будучи евреем по национальности и давним уже эмигрантом, но всё же пишущим на русском языке человеком — и как следствие, русским писателем. Причём форма этой "отмены" точно настолько же уродливая. Ладно ещё когда я вижу комментарии: "Борис Борисович, слушал я вас десятилетиями, а теперь не буду, потому что вы предатель". Может, человек за деньги написал это. Может, он просто дурак — за это не сажают. Но вот, скажем, вещает Ян Валерьевич Осин — выдающийся певец, заслуженный артист России: "Лично это Гребенщиков собирал, в составе какой-то объединённой группы знаменитостей — неважно. Но даже эти неонацисты — они и то честнее. Они с оружием в руках выступают за свои взгляды, хоть и совершенно жуткие. А эти ребята — как ужи на сковородке" (с) Тут-то человек явно не дурак. И, вероятно, не уж на сковородке (ну, поверим в его искренность). Но как же так? "Аквариуму" вот-вот стукнет полвека (sic!), и на всём протяжении существования группы антивоенная тематика была сквозной в её творчестве. Фигурально выражаясь — да в каждой второй песне. Вот уж кто-кто, а Гребенщиков точно с начала 70-х высказывает одну и ту же позицию, совершенно никуда не юля. Как его надо было все эти годы слушать, шоб теперь удивляться? Ну да ладно. Потому что во всём этом есть и позитив. Прошу понять меня верно. Искусство ни в коем случае не обязано быть каким-то там либеральным, оппозиционным, тем более антивоенным. Творец вообще в этом плане никому ничего не должен: "таков поэт, как Аквилон — что хочет, то и носит он". Хочет быть "за" — так будет, хочет "против" — тоже будет, предпочтёт воздержаться — его право и не твоё собачье дело. Вряд ли возможно изобрести более всратую идею, чем выписать из русской культуры что Быкова и Акунина, скажем — что, с другой стороны, Прилепина или Елизарова, например (сообразно взглядам "выписывающего"). Радует же меня то, что в сложившейся среди нас ситуации я вижу то, чего было мало в истериях типа "Роулинг написала неправильный твит про трансгендеров, ату её". Потому что и Гребенщиков с Шевчуком, и те же Прилепин с Елизаровым условные не просто в "Твиттере" что-то сказали: у них творчество такое. И глядя на складывающую ситуацию — понимаешь, что искусство всё-таки до сих пор выполняет свою основную задачу. То есть всё ещё ставит в социуме важные вопросы, комментирует их и высказывает по ним мнения — достаточно понятно для масс, чтобы это волновало власть. Чтобы Вавилону по-прежнему была важна поддержка одних авторов — и чтобы его до сих пор пугала позиция других. Какая ситуация может ярче показать, что в творчестве всё ещё есть смысл? #en_su_laberinto@el_creador